Справочник по ремонту велосипедов * глава 1

Знайте свой велосипед
Настоящая книга написана с целью помочь вам содержать свой велосипед в оптимальном рабочем состоянии. Вы найдете здесь всю информацию, которая может потребоваться вам как владельцу велосипеда — вы узнаете и что именно вам нужно делать, чтобы ваш велосипед работал безотказно, и как устранять возникшие неполадки.
Подход, взятый на вооружение автором этой книги, прост — сначала определить проблему, затем определить причину, и только потом продемонстрировать, как ее следует устранять. Автор все объясняет максимально системно, сначала рассказывает о том, что может быть причиной проблемы, затем говорит об инструменте, который требуется для устранения данной проблемы, а также о том, как воспользоваться обычным инструментом вместо специального, после чего переходит к пошаговым инструкциям собственно устранения самой проблемы. Книга богато иллюстрирована, в ней также есть таблица устранения неисправностей, так что просто бегло взглянув на нее, вы сразу определите, что именно вам нужно.
В книге рассматриваются главным образом современные велосипеды, обычные велосипеды с механизмом переключения передач и специальные горные. Однако на страницах данной книги вы также найдете детальное описание оборудования, используемого и на других моделях, к примеру, на складных велосипедах, родстерах и даже складных переносных велосипедах. Приводятся здесь и полные инструкции по обслуживанию трехскоростных втулок, барабанных и ролико-рычажных тормозов, а также динамо-машин для фар.

Вот так, возможно, выглядит ваш велосипед спереди.
°°°

Компоненты велосипеда
Передняя часть обычного дорожного велосипеда с совмещенными рычажками переключения передач и тормоза.
Прежде чем приступать к обслуживанию и уж тем более — к ремонту велосипеда, необходимо знать его составные части и их названия. Вкратце опишу основные компоненты велосипеда. Компоненты можно рассматривать и как единое целое, как узел, и как набор групп. Велосипед состоит из следующих основных функциональных групп:
Колеса Трансмиссия Система переключения скоростей Тормоза Рулевая система Рама Седло Дополнительные принадлежности
°°°

Компонентные группы
До недавнего времени нередко можно было увидеть вполне качественный велосипед, оборудованный компонентами, выпущенными разными производителями. Тормоза у таких велосипедов были одной фирмы, механизмы переключения передач — другой, втулки — третьей, а втулки для системы — четвертой. Сегодня дело обстоит совершенно не так, теперь большинство составляющих продаются в сборе, группами, или компонентными группами. Благодаря в основном широкомасштабной рекламе и одновременно мощному коммерческому давлению со стороны двух основных производителей компонентов (Shimano и Сampagnolo) стало модным приобретать велосипед с подобранным набором компонентов, велосипед унифицированный. Фирмы-производители вынуждены покупать все компоненты у одной фирмы, а не выбирать у многих то, что им кажется наиболее подходящим для той или иной модели. С потребителями в этом случае, как видим, не советуются.
Такое положение дел — я его называю «унификационная истерия» — вполне устраивает двух основных производителей компонентов, которые действительно научились делать практически все, что касается велосипеда. Однако данное обстоятельство совершенно не устраивает тех производителей, которые специализируются на выпуске одного-единственного компонента. В результате все той же унификационной истерии производители отличных тормозов и великолепных втулок для системы столкнулись с серьезными проблемами, поскольку фирмы, выпускающие велосипеды, которые совсем недавно покупали у них эту продукцию, теперь стремятся к унификации, и либо берут у компании Shimano все, либо ничего. Но даже приобретая детали у одного производителя, им приходится выбирать между многими группами.
Все это заставило небольшие компании, производящие запчасти для велосипедов, разрабатывать и выпускать свои собственные компонентные группы. Так, изготовитель втулок и механизмов переключения передач компания SunТоur совместно с производителем тормозов Dia-Соmре и изготовителем втулок SR выпустила свою компонентную группу с названием SunТоur на каждой составляющей. Аналогично поступают и некоторые европейские производители, они кооперируются и представляют свои компонентные группы Маvic, Simplex, Моdolo, Оfmegа или Sacha, в каждой из которой вы найдете детали от других производителей.
В результате сузился выбор как для производителей, так и для потребителей. Но что еще хуже — крупные фирмы последовательно и старательно лишают велосипедную промышленность ее самых основных благ — взаимозаменяемости узлов. В настоящее время все компоненты проектируются и изготавливаются таким образом, чтобы потребитель не мог полностью заменить одну часть велосипеда другой, выпущенной другим производителем. Иначе говоря, узлы от разных производителей стали невзаимозаменяемыми. Прибавьте к этому ужасающую тенденцию не производить и не хранить на складах мелкие запчасти и детали, что приводит к необходимости едва ли не ежегодно заменять весь узел целиком, и вы поймете — основные производители велосипедов воспитывают в потребителях стремление просто выбросить велосипед. А что еще остается делать с велосипедом, к которому невозможно подобрать нужных узлов?
Человеку, привыкшему к велосипеду, не остается ничего иного, кроме как экспериментировать, пытаться заменять детали и узлы методом проб и ошибок. Сейчас уже невозможно заранее сказать, подойдет ли к той или иной машине тот или иной узел, даже очень похожий на требуемый, и можно ли отремонтировать забарахливший имеющийся. В лучшем случае у потребителя остается одна возможность — либо носить свой велосипед, либо искать более-менее подходящий нужный компонент в мастерской, в противном случае никто не сможет дать гарантию, что новый узел или деталь совместится со старыми.
°°°

Краткое описание функциональных узлов
В этой части автор вкратце расскажет о различных функциональных узлах, составляющих любой велосипед. Будем считать, что ниже приводится описание велосипеда и его компонентов.
Обычный приводной механизм современного велосипеда с механизмом переключения передач.
Колёса
Колеса, — их автор рассматривает в главах 4 и 5 — имеют эластичные камеры и отдельные гибкие покрышки, за исключением тех, какими оборудуются настоящие гоночные велосипеды — на них ставятся трубчатые шины. Шина одевается на алюминиевый обод, который удерживается на втулке при помощи спиц. Загнутым концом спица крепится к втулке, а вторым вкручивается в небольшие трубки в ободе. Втулка колеса фиксируется на раме или вилке гайками, которые наворачиваются на ее ось, либо с помощью быстросъемного механизма.
Трансмиссия
Трансмиссия состоит из частей, благодаря которым движущая сила велосипедиста, иначе — крутящий момент, передается на заднее колесо. Как описано в главе 6, трансмиссия состоит из втулки с шатунами и педалями, цепных колес и блока механизма свободного хода, установленного на втулке заднего колеса.
В настоящее время под системой передачи обычно подразумевается механизм переключения передач, хотя и втулочная передача также ещё используется. Система механизма переключения передач состоит из переднего и заднего механизма переключения передач, которые перемещают цепь с одной комбинации цепного колеса и звездочки на другую, механизма управления переключения передач (манетки), установленного либо на руле, либо на нижней трубке рамы (в зависимости от типа велосипеда) и гибких тросов, соединяющих манетки с механизмом переключения передач. За последние годы втулочное переключение скоростей сильно усовершенствовалось, поэтому можно ожидать, что в ближайшее время оно появится на велосипедах, предназначенных для езды по городу. Уход и ремонт за системами переключения передач детально описаны в главах 7 и 8.
Тормоза
Тормоза также обычно управляются посредством гибких тросов, связывающих установленные на руле рычаги с собственной тормозной системой. Нажатием на рычаг велосипедист приводит в движение две тормозные колодки, которые, прижимаясь к боковым частям обода, останавливают вращение колеса. Существуют также и специальные тормоза, которые монтируются внутрь втулки колеса. Обслуживание и ремонт тормозов, внешних и установленных внутри втулки, автор рассматривает в главах 9 и 10 соответственно.
Система рулевого управления
Система управления, которая детально описывается в главе 11, включает в себя части, позволяющие уравновешивать велосипед и управлять им. Сюда входят передняя вилка, руль, вынос руля и подшипники рулевой колонки. Эта группа позволяет системе управления поворачивать с помощью руля переднее колесо относительно остальной части велосипеда.
Рама
Детально рама рассматривается в главе 12. Это основная часть велосипеда, его хребет, на который устанавливаются другие его компоненты. Рама состоит из нескольких трубок, соединенных между собой сваркой или пайкой. Основная рама включает в себя переднюю трубку, верхнюю, нижнюю и седельную трубки), а также несколько пар небольших трубок, составляющих задний треугольник (верхняя и нижняя задняя вилка). Кроме того, в раму входит каретка, расположенная в точке, где нижняя и седельные трубки соединяются с нижней задней вилкой, а также выступы, на которых крепится задняя ось. К счастью, ремонта рама практически не требует, ну разве что только когда одна из трубок сильно погнется или треснет. Правда, в этом случае рекомендуется покупать новый велосипед.
Седло
Седло устанавливается в подседельную трубку, которая в свою очередь вставляется и крепится зажимом в седельную трубку. Высота и угол наклона седла регулируются зажимными устройствами, которые удерживают седло в подседельном штыре, а его самого — в трубке рамы. Этот узел мы детально рассмотрим в в главе 13.
Дополнительные принадлежности
Этими компонентами оборудуются все велосипеды. Уход и/или установка регулятора положения седла, светового оборудования, багажника (и плоского, и в виде сумок), крыльев (грязезащитных устройств) и других небольших деталей мы рассмотрим в главе 14.
Городские велосипеды, подобные этому, были разработаны в Европе, а сейчас пробиваются на американский рынок. Фактически это те же горные велосипеды, оборудованные различным набором дополнительных принадлежностей: багажником, защитным кожухом цепи, откидной стойкой для упора велосипеда, крыльями и небольшой велосипедной фарой.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу