Справочник по ремонту велосипедов * глава 9

Ободные тормоза
Описанные в книге велосипеды оборудуются двумя типами тормозов — втулочными и ободными. Однако и среди них различаются два типа, а именно — суппортный и стременной (устанавливается на велосипеды крайне редко). Велосипеды в большинстве своем оборудуются суппортными тормозами, управляемыми при помощи троса, стременные же тормоза, управляемые стержнем, сейчас почти не встречаются. Втулочные тормоза мы рассмотрим отдельно в главе 10.
Все тормоза, действующие на обод колеса, имеют тормозные колодки, которые и прижимаются к ободу. Среди суппортных систем, устанавливаемых на дорожные велосипеды, различаются тормоза с боковым и центральным натяжением, представляющие собой цельные блоки. Горные велосипеды, гибриды и туристические велосипеды оборудуются суппортными и кулачковыми тормозами. Состоят они из отдельных тормозных рычагов, которые монтируются на выступ, напаянный или приваренный к передней вилке, а также на нижней или верхней задней вилке. Также выпускаются плоские консольные тормоза, которые не выдаются вперед наподобие обычных моделей.
В задней части велосипеда консольные тормоза чаще всего устанавливаются на верхней задней вилке, за исключением горных велосипедов, где они монтируются под нижней задней вилкой. На горных велосипедах также используются тормозные системы с центральным натяжением; так называемые U-образные, с раздельными тормозными рычагами, закрепленными на раме или на передней вилке.
Все тормоза указанного типа соединяются с управляющим (тормозным) рычагом при помощи гибкого бауденовского троса. Обычно левым рычагом управляются передние тормоза, а правым — задние, однако при желании эти функции можно легко поменять.
На многих горных велосипедах трос передних тормозов проходит либо по ролику, установленному под рулем, либо через отверстие в руле. Оба решения не совсем удачные, так как если вы захотите изменить положение руля, вам придется регулировать и тормоза. Лучше всего установить на руле анкер и зажать его на рулевой колонке стопорной шайбой и контргайкой.
Консольные тормоза, тормоза с центральным натяжением и U-образные тормоза имеют соединительный трос, так называемый опорный трос, расположенный между двух рычагов. Для того чтобы две стороны тормоза хорошо сжимались и прилагали адекватную силу на обод, этот трос должен быть максимально коротким, то есть верхний угол тросового треугольника необходимо делать максимально большим. Модели Shimano не имеют обычного опорного троса: на них основной трос проходит к одному рычагу, тогда как второй соединяется с ним коротким тросом с соединительным зажимом.
°°°

Уход за тормозами и их ремонт
С точки зрения ухода и ремонта тормоза следует считать цельными системами, каждая из которых состоит из рычагов, управляющих тросов и различных установочных деталей и, разумеется, собственно тормозов. Фактически все неполадки с тормозами происходят из-за несоответствия некоторых компонентов основной тормозной системе. Как следствие, к каждой проблеме следует подходить системно, пытаясь устранить неисправность по мере проверки работы каждого компонента.
Если тормоза барахлят, то есть торможение происходит не сразу, если они скрипят или во время торможения происходит вибрация, это означает, что скорее всего обода сильно загрязнились или на них попало масло, либо какие-то детали, включая тормозные колодки, сместились. В данном случае прежде всего необходимо проверить обода, затем крепление тормозных колодок, тросов и остальных деталей, включая анкер и рычаги. Если обод имеет вмятину, его нужно заменить, в других случаях можно обойтись мелким, несложным ремонтом.
°°°

Регулировка тормозных колодок
Этим простым действием зачастую можно не только устранить мелкие и крупные неполадки — шумы в тормозной системе, вибрацию и слабое торможение, но и предотвратить серьезные проблемы. По мере износа тормозных колодок их положение относительно обода изменяется. На консольном тормозе колодки смещаются радиально внутрь, от обода к спицам, на всех других тормозах они смещаются вверх, к шинам. Если колодки не регулировать, то они могут повредить или спицы, или шины, поскольку будут надавливать на них, а не на обод.
Для того чтобы этого не произошло, вполне достаточно просто систематически проверять работу тормозных колодок, проверять и регулировать их положение относительно обода.
Регулировать колодки нужно, кроме того, и в том случае, когда передний край тормозной колодки расположен на 1—2 мм ближе к ободу, чем задний. Если этого не сделать, деформируется тормозной рычаг, в результате чего задняя часть тормозной колодки начнет очень быстро изнашиваться. Регулировка поможет равномерно распределить силу торможения по всей плоскости тормозной колодки.
Инструмент и принадлежности:
• пассатижи
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 9 мм
Процедура:
1. Ослабьте гайку или болт, которым тормозная колодка крепится к тормозу, открутив их примерно на 1 оборот.
2. Слегка надавите рукой на соответствующий тормозной рычаг и сместите тормозную колодку, как показано на рисунке, надавите на рычаг посильнее. Возможно, вам потребуется повернуть тормозную колодку и лежащие под ней сферические и чашеобразные шайбы или иные устройства, использующиеся для угловой регулировки.
3. Вставьте небольшой кусок картона толщиной примерно 1 мм между тормозной колодкой и ободом так, чтобы его край выступал примерно на 12 мм за край колодки.
4. Плотно прижав тормозную колодку к ободу пассатижами так, чтобы она стояла правильно и не смещалась, полностью закрутите болт.
5. Проверьте правильность работы тормозной колодки, при необходимости еще раз отрегулируйте ее.
°°°

Тестирование тормозов
Проверка установки и эффективности работы тормозов должна проводиться регулярно, примерно раз в месяц, в нормальных условиях эксплуатации велосипеда по нижеописанной процедуре. Основная идея проверки состоит в том, чтобы определить соответствует ли сила торможения допустимым нормам, несоответствие которым может привести к нарушению геометрии велосипеда. В данном случае никаких инструментов вам не потребуется.
Процедура:
1. Покатайтесь на велосипеде со скоростью быстро идущего пешехода (примерно 8 км/ч) по ровной дороге (не по проезжей части).
2. Сильно нажмите на рычаг заднего тормоза. Если заднее колесо остановилось, значит сила торможения нормальная (3,5 м/с2).
3. Теперь так же проверьте передний тормоз, но будьте осторожны, не разгоняйтесь слишком сильно — я не хочу, чтобы вы перелетели через руль. Если заднее колесо начинает приподниматься, значит, сила торможения составляет не менее 6,5 м/с2, что очень нормально. Большего вам, во всяком случае, не потребуется. Если вы еще не отпустили рычаг переднего тормоза, то теперь самое время это сделать.
°°°

Внешний осмотр тормозной системы
Если один из тормозов не прошел тестирование, проверьте всю тормозную систему и при необходимости отрегулируйте ее. Сам по себе внешний осмотр никаких инструментов не требует, но кое-что вам может понадобиться для регулировки отдельных узлов и устранения неполадок.
Процедура:
1. Посмотрите, нет ли на ободе и тормозе грязи — влажная земля на них сведет пользу от всей операции к нулю. Очистите обод тряпкой, а тормозную колодку — плотной щеткой или проволочной теркой.
2. Проверьте тросы — они не должны быть деформированы или перегнуты. Если на вашем велосипеде установлена гидравлика или вытяжные стержни, проверьте их установку и работу. Очистите тросы, при необходимости смажьте их или даже замените, если они плохо работают. Отремонтируйте или замените все изношенные или плохо функционирующие детали.
3. Проверьте прочность установки тормозных рычагов, в момент торможения между ними и рулем должно сохраняться минимальное расстояние в 2 см. Если потребуется, открутите их, смажьте или замените изношенные детали. В крайних случаях замените весь узел рычага.
°°°

Регулировка тормозов
Все типы суппортных тормозов регулируются примерно по одной и той же схеме, хотя регулировочные механизмы на них могут устанавливаться в самых разных положениях. Для регулировки тормоза с центральным натяжением вам понадобятся остроносые пассатижи, в то же время для регулировки всех моделей вам необходим ключ-шестигранник или обычный гаечный ключ — ими вам придется откручивать и закручивать зажимную гайку.
Самая обычная и частая регулировка — это подтяжка троса с целью уменьшить износ тормозной колодки. Данная операция проделывается на всех моделях тормозов без исключения. Однако прежде отрегулируйте положение тормозной колодки — если вы этого не сделаете, то колодка может постепенно съехать в сторону и повредить либо спицы, либо покрышку.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 9 мм
• пассатижи
Процедура:
1. Если тормоза работают неэффективно, прежде всего следует отрегулировать натяжение троса. Для этого подтяните трос, повернув регулировочную втулку на 2 оборота.
2. Проверьте работу тормоза, учтите, что при торможении расстояние между тормозным рычагом и рулем должно составлять не менее 2 см.
3. Если регулировочным узлом требуемого натяжения троса достичь не удается, открутите втулку, вытяните трос и снова зажмите его. Если вы работаете с тормозами с центральным натяжением, ухватите кончик троса пассатижами и накрутите на них трос. Дополнительная регулировка натяжения троса осуществляется регулировочной втулкой.
4. Если после регулировки трос натягивается достаточно, но после торможения тормозная колодка не отходит от обода, проверьте все части тормозной системы, замените изношенные и деформированные.
Регулировка роликово-кулачковых тормозов
Данный тип тормозов, хотя и редко используется на велосипедах, за счет использования очень интересных деталей отличается высокой эффективностью, особенно если устанавливается на туристических и горных машинах. Правда, с одной оговоркой — он хорошо работает только в том случае, если его тщательно отрегулировать. Регулировка роликово-кулачкового тормоза сильно отличается от регулировки других тормозов. Постоянно следите за его работой и, как только вам покажется, что он начинает разлаживаться, сразу же проверяйте и регулируйте его. Только не бросайтесь сразу заменять детали, возможно, система просто загрязнилась — так что прежде всего прочистите ее.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 9—10 мм
• конический ключ 14 мм
Процедура:
1. Проверьте положение тормозных колодок на ободе в момент торможения — при нажатии тормозного рычага они должны плотно прилегать к обоим краям обода.
2. Проверьте, на какое расстояние тормозные колодки выступают от тормозного рычага. Измерьте расстояние от поворотной точки тормозного рычага и проверьте его соответствие по данным в следующей таблице:
Размер А (в мм) Размер Б (в мм)
92 ..................... 29
90 ..................... 28
88 ..................... 27
86 ..................... 26
84 ..................... 25
Если данные не совпадают, отрегулируйте тормозные колодки до полного соответствия с цифрами в таблице.
3. Проверьте центровку тормозных колодок, но прежде убедитесь, что сам обод сцентрирован относительно стоек рамы (или вилки, если вы работаете с передним тормозом). При необходимости отрегулируйте положение обода. Если расстояние между стороной обода и тормозной колодкой справа и слева от обода различно, отрегулируйте его, сделав одинаковым.
4. Центровка тормоза определяется натяжением пружины, причем на некоторых моделях велосипедов имеются две пружины, регулировать которые следует индивидуально. Для этого сначала проверьте гайки на поворотных болтах тормозного рычага — они должны быть хорошо затянуты. Затем с помощью конического ключа на 14 мм (или обычного рожкового ключа того же размера) слегка поверните центральную втулку, расположенную сразу под тормозным рычагом, так, чтобы оба тормозных рычага сцентрировались относительно обода.
5. Иногда требуется повторить регулировку установки тормозной колодки (см. пп 3 и 4) — тормозные колодки должны находиться на одинаковом расстоянии от обода и сцепляться с ним равномерно.
°°°

Центрирование тормозов
Одна из самых неприятных проблем в работе тормозов — это их смещение относительно центра. Как только одна из тормозных колодок начинает тереть обод, их сразу же нужно центрировать. Если колодка трет не постоянно, то сначала проверьте правильность установки колеса и отцентрируйте его (см. главу 4). Если данная проблема становится постоянной, это означает, что колесо установлено правильно, а все дело в самих тормозах.
Тормоза с центральным натяжением
1. Прежде всего проверьте прочность закрепления деталей тормозной системы, при необходимости нажав на тормозной рычаг и удерживая тормоз в центре, затяните установочный болт.
2. Если тормоз закреплен нормально, но в то же время смещен, возьмите большую отвертку и молоток, поставьте отвертку в поворотную точку (скорее всего, она находится слишком высоко) и легонько постучите по отвертке молотком.
3. Повторите операцию до полной центровки тормоза.
Тормоза с боковым натяжением
В данном случае центровка зависит от расположения установочного болта, который иногда смещается назад. Заставить его надолго занять правильное положение — задача не из легких — как только вы снова нажмете на тормозные рычаги на руле, болт может сразу же сместиться. К некоторым моделям тормозов данного типа придается специальный регулировочный инструмент с соответствующей инструкцией, и с помощью этого инструмента установочный болт возвращается в нужное положение. Есть и универсальный инструмент, позволяющий регулировать все тормоза: вставьте шпильки внутрь пружины и поверните ее в нужном направлении. Существуют и такие модели, для которых специального инструмента не предусмотрено. В этом случае действуйте по нижеприведенной инструкции:
Инструмент и принадлежности:
• конусный ключ 13—14 мм
• ключ-шестигранник 6 мм
Процедура:
1. Если головка установочного болта видна между тормозами и вилкой или рамой, установите на нее конусный ключ, а с другой стороны прихватите гайку обычным гаечным ключом или ключом-шестигранником. Однако, возможно, для того чтобы открутить крепежный болт, вам потребуются два гаечных ключа.
2. На старых моделях велосипедов иногда поверх крепежного болта накручивают две гайки, в этом случае внешнюю гайку следует откручивать по часовой стрелке, а внутреннюю — против часовой стрелки.
3. Чтобы снять крепежный болт, вам следует одновременно работать двумя ключами.
Если после всей данной операции проблема осталась или эпизодически возвращается, вставьте плоскую стальную шайбу между корпусом тормоза и вилкой или задним стоечным мостом (или установленной там фигурной шайбой). В результате вы предотвратите слипание деталей в неправильном положении, сделаете поверхность ровной и гладкой и сможете повернуть ее в любом направлении.
Консольные тормоза:
1. На большинстве моделей есть шестигранное углубление в одном из осевых стержней, поворачивая который в одну или другую сторону вы можете натянуть скрытую под вкладышем пружину.
2. На других моделях между утолщением осевого стержня и рычагом тормоза имеется плоская граненая деталь размером 14 мм, которую можно отрегулировать, если повернуть стержневой болт при помощи конусного ключа.
3. На большинстве тормозов Dia-Соmре вам следует ослабить и повернуть находящуюся позади него втулку 13-миллиметровым конусным ключом, после чего снова затянуть болт.
4. На старых моделях, где нет центровочного винта, при помощи пассатижей слегка поверните одну из пружин, которые стягивают и отпускают тормозные рычаги.
U-образный тормоз:
На этом типе тормоза в тормозном рычаге (на колесе) обычно имеется небольшой регулировочный винт, поворотом которого регулируются оба рычага. Если такого винта нет, разберите тормоз и сожмите (или разожмите) пружину, сделав ее симметричной.
Роликово-кулачковый тормоз
Данный вид тормозов — наиболее популярный из всех тех, что я называю кулачковыми. Эти тормоза, как правило, имеют небольшой регулировочный винт, натяжением и ослаблением которого центрируются тормозные рычаги.
°°°

Осмотр и ремонт тормозов
Если велосипед эксплуатируется часто, в плохую погоду и на бездорожье, то как минимум раз в год всю тормозную систему рекомендуется осматривать и регулировать. При появлении в работе системы неисправностей, которые нельзя устранить регулировкой, ее необходимо разбирать.
Разные тормозные системы устроены по-разному, поэтому автор даст общую, универсальную инструкцию, в которой вскользь рассмотрит некоторые отличия между моделями тормозных систем. Прежде всего для осмотра тормозной системы вам необходимо снять велосипедное колесо. Если колесо не имеет быстросъемного механизма, слегка сдавите тормозные рычаги на колесе, отцепите трос (на тормозах с боковым натяжением, консольных и U-образных). На роликовокулачковом тормозе снимите кулачковую пластину, ослабьте конец одной пружины и симметрично раздвиньте рычаги.
Инструмент и принадлежности:
• конусный ключ 13—14 мм
• ключ-шестигранник 5 мм
• длинные тонкие пассатижи
Процедура съема:
1. Сожмите тормозные рычаги у тормозных колодок и отсоедините трос; на роликово-кулачковых тормозах следует, повернув кулачковую пластину, вытащить ее.
2. Проверьте трос и при необходимости замените его: снимите анкерный зажим с троса (гайку захватите гаечным ключом, а болт — ключом-шестигранником). Вытяните трос, по завершению работы — вставьте новый. Если на тросе установлен конечный элемент, снимите его пассатижами. Рекомендую вам закрутить и пропаять конец троса, чтобы он не распутывался (см. соответствующую инструкцию в части «Замена тормозного троса»).
3. Открутите крепежную гайку, установленную в верхней части осевого болта на каждом тормозном рычаге. Если на вашем велосипеде установлены системы с боковым или центральным натяжением, снимите весь узел.
4. Снимите тонкими пассатижами верхний конец пружины из места крепления на каждом тормозном рычаге, после чего снимите его и втулку с поворотного штыря.
5. Прочистите, осмотрите и, если нужно, отремонтируйте или замените все поврежденные узлы. Очистите от ржавчины крепление осевого болта и место его установки, смажьте его вазелином или подшипниковым маслом. На роликово-кулачковом тормозе снимите с тормозных рычагов ролики, осмотрите, прочистите, смажьте и снова установите.
6. При необходимости открутите винты и снимите тормозные колодки, прочистите их и снова установите. Если тормозные колодки сильно изношены, замените их.
Процедура установки:
1. После очистки, смазки или замены деталей начинайте их устанавливать. Сначала на поворотные стойки оденьте пружины длинными концами вверх и внутрь.
2. Оденьте регулировочную втулку на верхнюю часть вокруг стойки каждого установочного уплотнения так, чтобы ее цилиндрическая часть выдавалась вперед.
3. Установите тормозные рычаги на регулировочные втулки, затем оденьте шайбы и закрутите их гайками или болтами.
4. На роликово-кулачковых тормозах закрепите конец пружины в гнезде в конце роликовой шпонки на каждом тормозном рычаге.
5. Сожмите тормозные колодки и установите между роликами (на роликовых тормозах) кулачковую пластину, или (на некоторых моделях) соединительный трос.
6. При необходимости отрегулируйте натяжение троса на тормозном рычаге на руле или, если трос провисает слишком сильно, зажмите анкерную пластину (на U-образных или консольных тормозах), или же зажмите кулачковую пластину (на роликовых тормозах) в другой точке на тросе.
7. На тормозах с боковым или центральным натяжением установите весь блок целиком.
8. Отрегулируйте тормоза.
°°°

Управление тормозами
Практически все велосипедные тормоза, действующие на обод, приводятся в движение тросом, соединенным с тормозными рычагами, установленными на руле. Исключение составляют гидравлические тормоза, где вместо тросов установлены трубки, по которым идет масло, и стременные тормоза, в которых вместо тросов используются жесткие стержни. В данной части мы рассмотрим проблемы ухода за рычагами и тросами.
°°°

Регулировка тормозного рычага
Несмотря на обилие фирм-производителей и моделей тормозных рычагов для горных и дорожных велосипедов, все они имеют много общего, поэтому нижеследующее описание вполне применимо ко всем им за редчайшим исключением. Все устанавливающиеся на руле тормозные рычаги имеют внутренний диаметр зажимной части 22,2 мм, то есть использовать их можно практически на любом велосипеде. В случае если диаметр руля меньше или больше, потребуется другой зажим.
Рычаги для простых велосипедов, оборудованных плоскими рулями, имеют внешний зажим, на горных же велосипедах рычаг имеет монолитный зажим с наружной фиксацией. Велосипеды с изогнутым вниз рулем оборудуются внутренним зажимом, устанавливать и снимать который можно только после нажатия на рычаг тормоза. Тросы на тормозных рычагах для современных изогнутых вниз рулей проходят не сверху, а снизу, рядом с зажимом, и пропускаются вдоль руля.
Устанавливать тормозные рычаги следует так, чтобы до них можно было бы легко дотянуться и чтобы в момент полного нажатия на них расстояние между ними и рулем (между близлежащими точками) составляло примерно 20 мм. Регулируются тормозные рычаги четырьмя способами:
□ изменением положения
□ изменением расстояния от тормозного рычага до руля
□ проводкой троса
□ натяжением троса
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм
• гаечный ключ 9—10 мм
• небольшая отвертка (для старых моделей рычагов)
Процедура — регулировка положения:
1. Определите, в каком направлении будут двигаться (или вращаться) рычаги, обеспечивая удобное и адекватное торможение.
2. Посмотрите, нельзя ли переустановить на руле другие узлы (например, манетка), чтобы обеспечить более эффективную работу рычагов.
3. При помощи ключа-шестигранника или гаечного ключа слегка ослабьте зажим тормозного рычага, после чего переместите его в нужное положение. Затяните установочный болт. Тормозной рычаг не должен выступать за пределы ручек, поскольку в таком положении они могут случайно задеть за предметы, мимо которых вы проезжаете.
4. Тормозные рычаги на большинстве дорожных велосипедов имеют внутренние болты, регулировать которые можно только после того, как сняты рычаги. Еще удобнее их регулировать, когда сняты и тросы. Старые модели рычагов регулируются при помощи отвертки, новые — шестигранным ключом размером в 5 мм. Будьте внимательны, не откручивайте болт полностью — устанавливать его очень трудно.
5. Крепко прикрутите все компоненты, положение которых вы изменили.
Процедура — регулировка расстояния от тормозного рычага до руля:
1. На большинстве горных велосипедов тормозные рычаги имеют установочные винты, закручивая и откручивая которые можно регулировать расстояние рычага От руля с целью наиболее удобного захвата его рукой.
2. Проверьте, подходит ли вам расстояние между рулем и тормозным рычагом в свободном положении. В идеальном варианте рычаг должен быть расположен максимально далеко от руля, что обеспечивает более эффективное торможение благодаря более точной регулировке его и троса, но вместе с тем его расположение должно быть удобно для руки.
3. Регулируется расстояние до руля регулировочным винтом на рычаге, если винт затягивается, расстояние до руля уменьшается, а если ослабляется — расстояние увеличивается.
4. Проверьте, удобно ли вам тормозить и, если требуется, отрегулируйте тормозной трос по нижеприведенной инструкции.
°°°

Осмотр, ремонт или замена тормозного рычага
Тормозные рычаги должны соответствовать как тормозному механизму, так и размеру и конфигурации руля: на разные рули ставятся разные модели тормозных рычагов. Детские велосипеды оборудуются особыми тормозными рычагами, меньшими по размеру, поскольку ребенок просто не сможет нажать на «взрослый» тормозной рычаг, его рука до него не дотянется.
Перед тем как снимать или устанавливать тормозной рычаг, снимите с руля ленту или ручки. Если вы собираетесь заменить старый тормозной рычаг новым, то перед этим с него необходимо отцепить тормозной трос (смотрите развернутую инструкцию). Обычно собственно жесткий рычаг отсоединяется после снятия втулки (вкладыша) или после того, как вы чуть приподнимете его и снимете с поворотной оси. Если на вашем велосипеде стоит другая модель рычага, вам придется снимать весь узел.
Инструмент и принадлежности:
• отвертка или ключ-шестигранник, в зависимости от внутреннего крепления тормозного рычага — вы увидите его после того, как нажмете рычаг.
Процедура съема:
1. Ослабьте натяжение тормозного троса (либо с помощью быстро-съемного механизма, либо отвернув крепежный винт).
2. Нажмите на рычаг; оттяните трос в сторону, чтобы стал виден внутренний болт. Ослабьте его, отвернув на три полных оборота. Не выворачивайте его полностью из гайки — вставить его обратно будет очень трудно. В таком положении петля, с помощью которой рычаг крепится к рулю, немного разожмется.
3. Слегка поворачивая узел тормозного рычага в стороны, снимите его с руля.
Процедура установки:
1. Убедитесь, что тормозной рычаг полностью соответствует форме и конфигурации руля. Если трос поврежден, замените его.
2. Открутите внутренний болт в рычаге так, чтобы слегка освободить петлю крепления. Действуйте осторожно — не выкручивайте винт из гайки полностью, так как вставить его крайне сложно.
3. Оденьте блок тормозного рычага на руль, установите его в нужном положении. Проверьте, удобно ли вам нажимать на тормозной рычаг и, если нужно, отрегулируйте его положение и угол наклона. Убедитесь, что петля полностью обхватывает руль.
4. Затяните петлю, затем установите трос (см. инструкцию выше), отрегулируйте и трос, и при необходимости положение рычага.
Примечание
Некоторые тормозные рычаги, в особенности дешевые модели, крепятся внешним зажимом. Такой метод чреват тем, что тормоз может неожиданно сместиться, поэтому рекомендую заменить его моделью той петли, о которой говорится в данной части. Если же вам приходится устанавливать тормозной рычаг с внешним зажимом, то делается это просто, и процедуру описывать нет необходимости.
°°°

Удлинители тормозных рычагов
Уже несколько лет назад на многие дешевые десятискоростные велосипеды ставились тормозные рычаги с удлинителями, нажимать на которые можно не отодвигая руки с самой дальней точки руля. Очень советовал бы всем избавиться от них как можно быстрее, хотя прекрасно знаю, что многие меня не послушают, поэтому ограничусь тем, что расскажу, как эффективно пользоваться такими устройствами.
Моделей удлинителей тормозных рычагов множество, но работают они одинаково. Поворачиваются они вокруг той же точки, что и основной тормозной рычаг, а устанавливаются либо между основным тормозным рычагом и собственно рычагом либо поверх основного рычага на другую ось.
Отрегулируйте весь тормозной узел таким образом, чтобы вам удобно было браться и за основной тормозной рычаг и чтобы в момент полного торможения между ними и рулем было не менее 2 см. Обычно узел, включающий в себя тормозной рычаг и удлинитель, крепится в другом месте, чем один рычаг, и не исключено, что вам придется сдвинуть или заменить на руле ручки.
Удлинители тормозных рычагов изготавливаются из не очень прочного металла (что является их главным недостатком). Делается это для того, чтобы владелец смог согнуть их так, как ему удобнее нажимать на них. Правда, в экстренных случаях, когда вам нужно затормозить и быстро остановиться, рекомендуется нажимать на главные тормоза, потому что только к ним можно приложить тормозную силу полностью. Если вы надумаете снимать удлинители, то снимите и удлиненный поворотный болт, чтобы не травмировать руку.
°°°

Тормозные накладки
Тормозные рычаги без удлинителей, которые устанавливаются на изогнутые вниз рули, обычно имеют мягкую резиновую накладку. Она позволяет велосипедисту во время поездки держать руки непосредственно на тормозном узле. Снять, одеть или заменить накладку можно при отсоединенном тросе. Если вы собираетесь снять удлинители тормозных рычагов, рекомендую вам сразу же установить накладку. Любая накладка подходит для любой модели тормозного рычага, при условии, конечно, что установлен осевой болт. Когда вы устанавливаете обмотку руля в виде ленты, накладку лучше приподнять, чтобы намотать ленту как можно ближе к тормозному рычагу.
°°°

Регулировка тормозного троса
Тормозной трос регулируется главным образом в одном случае — чтобы компенсировать износ тормозных колодок. Для регулировки натяжения троса используется специальная регулировочная втулка, которая устанавливается либо на тормозном рычаге на руле, либо на тормозном блоке на колесе. Если втулка не позволяет эффективно регулировать натяжение троса, нужно выбрать иной способ регулировки, который будет зависеть от типа тормозной системы. В любом случае приведенная здесь инструкция является универсальной, и применить ее можно к большинству типу тормозов.
Инструмент и принадлежности:
• длинные тонкие пассатижи
• ключ-шестигранник 5 мм или гаечный ключ 9 мм
Процедура:
1. Если при нажатии на тормозной рычаг эффективного торможения не происходит, следует подтянуть трос. Если же торможение происходит слишком быстро, особенно если тормозные колодки царапают обод, когда вы даже не нажимаете на рычаг, трос необходимо ослабить.
2. Для того чтобы подтянуть трос, поверните регулировочную втулку на несколько оборотов, одновременно удерживая контргайку. Затем вставьте втулку на место, одновременно подтягивая контргайку
3. Для того чтобы ослабить трос, открутите контргайку на несколько оборотов, одновременно удерживая регулировочную втулку, затем подкрутите ее и затяните контргайку, чтобы не дать втулке сместиться.
4. Проверьте работу троса и при необходимости снова отрегулируйте его.
5. Если втулка не позволяет регулировать натяжение троса, снимите контргайку и открутите втулку на полную длину остатка троса, после чего отрегулируйте натяжение троса на тормозном рычаге на руле.
6. Конец троса на тормозах соединен с анкером при помощи болта с ушком или зажимной пластины, расположенной под болтом и гайкой. Ослабьте эту гайку, чуть вытяните трос, после чего зажмите его в новом положении, затягивая гайку и одновременно удерживая болт.
7. Снова проверьте работу тормозов и при необходимости отрегулируйте натяжение троса регулировочной втулкой на тормозном рычаге на руле.
Примечание
Иногда консольные тормоза работают плохо из-за того, что угол между двумя половинами опорного троса слишком острый. Опорный трос должен быть как можно короче, потому что только так можно отрегулировать его и улучшить его работу. Если на данных тормозах один конец основного троса проходит к одному из тормозных рычагов на колесе, а опорный трос заменен одним коротким тросом, соединяющим второй тормозной рычаг с зажатой анкерной пластиной, ослабьте его и зажмите ближе внутрь, но так, чтобы оба конца тросов были симметричны.
°°°

Замена тормозного троса
Заменять трос следует раз в год или в случае его повреждения и износа. Как только вы заметите, что трос деформируется, перетирается или начинает ржаветь — немедленно меняйте его. Покупая трос, удостоверьтесь, что на нем стоит такой же ниппель (он устанавливается внутри тормозного рычага), что и на тросе от вашего велосипеда.
Инструмент и принадлежности:
• ключ-шестигранник 5 мм или гаечный ключ 9 мм
• бокорезы
• масло
• паяльник и принадлежности для пайки, инструмент для закручивания троса
Процедура съема:
1. Прижмите тормозные рычаги на колесе к ободу, ослабив тем самым натяжение, и отцепите соединительный трос (на U-образных и консольных тормозах) или кулачковую пластину (на роликово-кулачковых тормозах).
2. Открутите болт с ушком или зажимную гайку, прижимающие трос к соединительной пластине, кулачковой пластине или собственно к тормозам (в зависимости от типа тормозов), и как только трос ослабнет и провиснет, снимите ее. Будьте внимательны — не растеряйте мелкие детали.
3. Протолкните трос к рычагу на руле, после того как он провиснет, вытяните его.
4. Закрутите регулировочную втулку и контргайку на тормозном рычаге на руле так, чтобы их пазы совпадали с пазом в корпусе рычага для того, чтобы можно было поднять и вытащить трос.
5. Снимите трос, сняв с рычага ниппель.
Процедура установки:
1. Проверьте целостность внешнего троса, и если он деформирован, замените его. Отрежьте его на концах таким образом, чтобы не было зацепок (к примеру, можете загнуть металлическую часть спирали).
2. Смажьте внутренний трос.
3. Вставьте в тормозной рычаг на руле ниппель через отверстие в нем, пропустите трос через различные направляющие, стопорные устройства и части кожуха.
4. Зажмите конец троса болтом с ушком или соединительной гайкой на тормозе на колесе.
5. Отрегулируйте натяжение троса согласно вышеприведенной инструкции.
6. Если у вас есть паяльник и принадлежности для пайки, спаяйте все нити внутреннего троса на конце и только после этого отрезайте лишнее.
7. Отрежьте лишний трос, оставив 2,5—3 см. Лучше это делать с помощью специальных бокорезов, но если их нет, подойдут и обычные диагональные.
8.Если вы не запаяли конец троса, завяжите его узлом.
°°°

Стремянные и другие типы тормозов, управляемых стержнем
На некоторых традиционных английских велосипедах, а также в большинстве стран третьего мира еще используются стремянные тормоза. Торможение на них происходит не за счет натяжения троса, а благодаря действию тяги ручного тормоза на руле, соединенной с колесным тормозом несколькими шарнирными соединениями, установленными на раме велосипеда; сам же тормоз давит на внутреннюю часть обода радиально. В некоторых странах на велосипеды устанавливаются и барабанные тормоза, работающие по точно такому же принципу.
Стремянные и другие, стержневые, тормоза обычно регулируются круглой гайкой с насечкой или винтом, расположенными у края стержня, в месте его соединения со стременем или рабочим рычагом тормозного барабана. Кроме обычного ухода они требуют смазки раз в месяц на всех осях; одновременно следует осмотреть и подтянуть все крепежные гайки. Если вы будете действовать по инструкции и вовремя выпрямлять все погнувшиеся стержни, такие тормоза прослужат вам вечно.
°°°

Осмотр, ремонт или замена тормозов
Если работа тормозов оставляет желать лучшего — торможение происходит слишком резко или тормоза не отходят от колеса, их следует осмотреть, отрегулировать или заменить. Но прежде, чем разбираться с тормозами, посмотрите регулировочный трос и рычаги, прочистите их и промажьте — возможно, что проблема заключается именно в этом.
Инструмент и принадлежности:
• гаечный ключ, совпадающий по размеру с головкой крепежного болта
• гаечный ключ, совпадающий по размеру с гайкой на зажиме троса
• длинные и тонкие пассатижи
• для осмотра и регулировки: небольшая отвертка и гаечные ключи, совпадающие по размеру с осевыми болтами
• смазка
Процедура съема:
1. Ослабьте натяжение тормозного троса (с помощью быстросъемного механизма, регулировочного механизма или зажимного болта). На консольных тормозах и тормозах с боковым натяжением отцепите анкерную пластину от опорного троса и снимите основной трос.
2. Удерживая одной рукой тормозной механизм, открутите крепежную гайку на противоположной стороне вилки (если вы работаете с передними тормозами) или верхней задней вилки (если вы работаете с задними тормозами).
3. Снимите с обеих сторон вилки или верхней задней вилки все шайбы, одновременно вытягивая тормоз из отверстия. В некоторых случаях вам потребуется отсоединить трос.
Процедура осмотра и ремонта:
Для этого вида работы пошаговую инструкцию дать попросту невозможно. Здесь вам лучше полагаться на помощь рисунков трех основных типов тормозов. Возвратные пружины снимайте и устанавливайте с помощью небольшой отвертки. Если увидите где деформированные или изношенные детали — заменяйте. Покупать их не обязательно, подержанные, но вполне пригодные детали можно найти в мастерских и магазинах. Замените нейлоновые или тефлоновые втулки на осях, если они требуют замены. Перед установкой деталей прочистите их и слегка смажьте. Перед тем как устанавливать тормоза, проверьте их работу руками, обращая особое внимание на возвратное движение.
Процедура установки:
1. Установите снятые шайбы (я надеюсь, вы либо запомнили, либо записали, где они должны находиться). Если вы устанавливаете новые тормоза, убедитесь, что ход тормоза соответствует расстоянию между монтажным отверстием тормоза и положением обода, когда велосипедное колесо установлено, а сам тормоз не царапает по шине.
2. Установите шайбу/шайбы на место на установочном болту так, чтобы они упирались в заднюю часть тормоза; сам болт вставьте в отверстие в вилке или в верхней задней вилке; установите оставшиеся шайбы и закрутите гайку.
3. Закрепите трос, затем отрегулируйте его положение и положение тормозных колодок (см. вышеприведенную инструкцию). Убедитесь, что тормоза установлены прямо, то есть при не нажатом тормозном рычаге отстоят от обода на одинаковое расстояние: слегка ослабьте установочный болт, выпрямите тормозные колодки, нажмите на тормозной рычаг на руле и удерживайте тормоз в таком положении. При необходимости отрегулируйте тормоза дополнительно и не забудьте после этого закрепить быстросъемный механизм.
°°°

Скрип и вибрация в тормозах
Эти два тревожных феномена в работе тормозов лежат на противоположных полюсах шкалы опасности, однако если скрип всего лишь немного раздражает, но не очень опасен, то вибрация тормозов может привести к серьезным отрицательным результатам — разбалансировке системы и ее повреждению.
Скрип в тормозах можно удалить, просто протерев обод, заменив стальной обод алюминиевым, а также заменив имеющиеся колодки другими или отрегулировав их таким образом, чтобы передний край их стоял чуть ближе к ободу, чем задний, — в этом случае колодки сами выправятся за счет прилагаемой к ним силы торможения. Если данным способом отрегулировать колодки невозможно (на некоторых консольных тормозах специально для регулировки ставятся сферические колодки), вам придется при помощи двух подводных ключей согнуть тормозной рычаг на колесе, придав ему нужную конфигурацию. Предупреждаю — занятие это не для слабонервных.
Вибрация тормозов вызывается ослаблением установочного болта или осевых соединений, неровностями в боковой части обода и избыточной эластичностью вилки; в худшем случае вибрация нередко дополняется плохой работой подшипников вследствие потери ими опоры. Поэтому в случае появления вибрации вам следует проверить хотя бы вилку, и если она слишком пружинит, заменить ее. Исходя из собственного опыта могу сказать, что сама по себе излишняя гибкость вилки — фактор не очень тревожный, если вы устранили другие проблемы, вибрация тормозов исчезнет при любой вилке. Скорее всего, здесь вам потребуется заменить тормозные колодки; если вы проверили подшипники, и с ними оказалось все в порядке, но вибрация осталась — смело меняйте их, поскольку другой причины просто нет.
°°°

Тормоза для велосипедов-тандемов
На большинстве тандемов установлены три тормоза, что очень правильно, и так оно и должно быть. Два тормоза, как правило, действующие на обод (обычно — консольные тормоза) в сочетании с барабанным тормозом, установленным на втулке заднего колеса. Все тормоза срабатывают от нажатия тормозных рычагов на переднем руле, что не очень удобно — у велосипедиста рук гораздо меньше, чем установленных перед ним рычагов, если, конечно, это обычные рычаги. Сейчас можно купить рычаги, к которым крепятся сразу два рядом расположенных троса. Обычно рекомендуется управлять передним, действующим на обод тормозом одним рычагом, и двумя другими задними одновременно — вторым рычагом.
Если хотите, можете установить в середине руля отдельный рычаг для управления задним втулочным тормозом. Использоваться он будет в этом случае для экстренного торможения, и нажимать его сможет (и должен) велосипедист, сидящий сзади («ведомый», тогда как передний велосипедист называется «ведущим» или «капитаном»). Возможно даже установить рычаг заднего барабанного тормоза вместе с механизмом управления переключения передач, в конце руля, если, конечно, установочный болт достаточно прочен и хорошо отрегулирован для обеспечения адекватного торможения, к примеру, на длинном спуске. Но и в этом случае рекомендуется использовать тормоза, действующие на обод, только в экстренных ситуациях.
°°°


* * *
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОГЛАВЛЕНИЕ

✔ЧИТАТЬ ✔TO READ
✔ КОВБОЙСКАЯ ИСТОРИЯ ✔ ЛЕВ И БЫК ✔ ПОДУШКА для СОЛНЫШКА ✔ Кувшин с золотом ✔ КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ ✔ ДИНО УХОДИТ ИЗ ДОМА ✔ ГАНЗЕЛЬ и ГРЕТТА ✔ Одинокий ослик ✔ Маленький сахарный дом ✔ ИГРА В ЗАПЛАТКИ ✔ ПРО БЕДНЯКА МОМЭТА И БОГАТОГО БАРИНА ✔ МАРГО ✔ История крейсера "АВРОРА" ✔ ЗАЯЦ-ЛЕСНИК ЗАГАДКА ПОЛЯРНОГО РУЧЬЯ ✔ Как лягушонок искал папу